Городская специализированная служба по вопросам похоронного дела «Стикс-С»

«Сделаем всё, что в наших силах,
чтобы смягчить боль утраты»

Компания основана в 1986 году

Подводные камни лицензирования ритуальных услуг


Министерство строительства и ЖКХ подготовило проект закона «О похоронном деле», вводящий лицензирование деятельности по оказанию «отдельных видов ритуальных услуг». Естественно, возложить полномочия по его осуществлению предлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Данный законопроект активно поддерживается Правительствами Москвы и Московской области, а так же рядом других субъектов РФ. Это совершенно не устраивает ФАС РФ и Национальный антикоррупционный комитет, которые отстаивают законопроект, подготовленный ФАС РФ, предусматривающий введение саморегулирования рынка ритуальных услуг.

Напомним, что в 2002 году в федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» были внесены изменения, которые исключили ритуальные услуги из числа подлежащих выдаче специального разрешения из-за несоответствия целям и задачам лицензирования и наличия иных альтернативных, по сути дублирующих, методов госконтроля.

Таким образом, тогдашние парламентарии посчитали похоронную деятельность – отраслью и без того находящуюся под неусыпным контролем надзорных органов и, как следствие, не нуждающуюся в дополнительном контролем со стороны государства.

Однако же идея о лицензировании отдельных видов ритуальных услуг не умерла. В 2009г. она вновь нашла отклик в умах чиновников и парламентариев. По инициативе Правительства Москвы, депутатом Государственной Думы Т.В.Плетневой был внесен соответствующий проект Федерального закона. Но поддержки он так и не получил.

С тех пор идею из года в год муссируют и муссируют. Дошло до того, что сегодня мы вновь слышим о специальных разрешениях для компаний, занимающихся оказанием ритуальных услуг. Обоснование для поправок в федеральные законы «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «О погребении и похоронном деле», как и три года назад, одно - многочисленные нарушения прав граждан со стороны предпринимателей, предлагающих данные услуги.

Казалось бы, законодатели правы: защита интересов граждан – основная функция государства. Тогда давайте рассуждать логически: улучшение качества обслуживания населения, защита интересов и прав потребителей, соблюдение экологических и санитарных норм и правил достигается не в результате лицензирования, а при проведении государственных санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля и надзора в области защиты прав потребителей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласитесь, вводя лицензирование похоронных услуг, не дискредитируется ли таким образом деятельность всех вышеперечисленных госорганов? Помимо этого авторы законопроекта не приводят какие-либо фактические сведения или статистические данные, подтверждающие увеличение нарушений в похоронной сфере и неэффективность существующих на сегодняшний день механизмов госконтроля.

Прокомментировать грядущие изменения в «ритуальном» законодательстве мы попросили генерального директора городской специализированной службы по вопросам похоронного дела ОАО «Стикс-С» Владимира Панина.

- Владимир Ильич расскажите, о каких конкретных видах деятельности идет речь?

- Например, о приеме заказов и заключении договора на организацию похорон. По сути, это является агентской посреднической деятельностью и не имеет конкретного предмета лицензирования. Что именно будет в данном случае оцениваться? Наличие специального образования агента или же умение грамотно и разборчиво писать? Или знание русского языка, обладание определенными личностными качествами и т.д.?

- Что касается кремации, транспортировки тел?

- Деятельность по подготовке к захоронению и кремации, в том числе бальзамирование, в настоящее время осуществляется в соответствии с установленными нормами и требованиям. Все врачи-патологоанатомы имеют соответствующие аттестаты, работают по утвержденным правилам согласно регламенту, а морги оснащены соответствующим оборудованием, прошедшим сертификацию.
На сегодня похороны осуществляется на кладбищах и в крематориях в соответствии с утвержденными нормами и требованиями под контролем соответствующих надзорных органов. Тем более, что до в настоящее время ни кладбища, ни крематории не подлежат приватизации и находятся в ведении государственных и муниципальных предприятий.
Транспортировку тел умерших осуществляют специализированные службы в соответствии с установленными правилами на специально оборудованных автомобилях.

- Получается, что лицензирование отдельных видов деятельности - это компиляция уже существующих норм?

- Это не совсем компиляция, но на практике приведет к монополизации соответствующих секторов рынка, повышению цен на услуги и снижению их качества.

Андрей Стосков, президент СОРПОС считает, что введение лицензирование ни коим образом не решает главной проблемы рынка ритуальных услуг – ограниченность определенного сегмента этого рынка количеством умерших:

- Отдельные виды ритуальных услуг уже лицензировались в период с 1994г. по 2002г. В городе Москве к 1998г., когда вступило в силу Постановление Правительства Москвы №520 регулирующее деятельность на рынке ритуальных услуг города, количество ритуальных организаций, имеющих соответствующие лицензии, перевалило за сотню! Именно тогда и началась вакханалия покупки информации о фактах смерти, у всех кто ей обладал.
Отмена лицензирования лишь усугубила данную ситуацию, так как на рынок ритуальных услуг города Москвы хлынул поток индивидуальных предпринимателей и физических лиц из других регионов России и бывших государств СНГ, которые назвали себя ритуальными агентами и еще более взвинтили цены за информацию о фактах смерти. В настоящее время цена за «информацию» доходит до 25 000 рублей, а платит за это потребитель. Это проблема не только городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга, но и других крупных городов, где информация о факте смерти человека стала «товаром».

Принимая во внимание, что похоронное дело имеет все признаки социально-значимой отрасли решением проблемы, по мнению президента СОРПОС Андрея Стоскова, станет разумное государственное регулированием отдельных видов ритуальных услуг, относящихся к ограниченному сегменту данного рынка.

- Свободная конкуренция, в том числе и саморегулирование, возможны в тех видах ритуальных услуг, которые соответствуют неограниченному сегменту рынка ритуальных услуг. Подобные предложения были направлены и в ФАС РФ и в Министерство строительства и ЖКХ - разработчикам двух вариантов законопроекта об изменении закона РФ о погребении и похоронном деле, однако и теми и другими были проигнорированы без объяснения причин, - отметил Президент СОРПОС Андрей Стосков.