Городская специализированная служба по вопросам похоронного дела «Стикс-С»

«Сделаем всё, что в наших силах,
чтобы смягчить боль утраты»

Компания основана в 1986 году

Приказ департамента здравоохранения Москвы создает хаос на рынке ритуальных услуг

Законотворчество московских властей порой удивляет своей юридической опрометчивостью. Неужели при подготовке и подписании приказа, который, кстати, влияет на деятельность социально значимой отрасли города, так трудно ознакомится с уже изданными и принятыми федеральными нормативно-правовыми актами. За это, кажется, мы нашим чиновникам и платим зарплаты. Говоря - мы, имею в виду налогоплательщиков…

чиновник.jpg

Особенно все становится запутанным и покрытым ореолом тайны, если речь касается ритуальных услуг… Сегодня многие специалисты с тревогой отмечают наметившуюся тенденцию в сфере похоронного сервиса; коррупционная составляющая неуклонно ползет вверх. Чему немало способствует принятие госчиновниками решений, так или иначе связанных с ритуальной сферой, смертью человека и противоречащих законам РФ.

Несмотря на то, что федеральные законы и нормативно-правовые акты, принятые Государственной Думой, Правительством Российской Федерации и соответствующих министерств, полностью регламентируют деятельность сотрудников лечебных учреждений и органов внутренних дел в случае наступления смерти человека, в Москве действует и исполняется по сей день противоречащий (а иногда и нарушающий) действующему законодательству приказ «№354».

Документ этот был подписан еще бывшим руководителем департамента здравоохранения города Москвы Л.М. Печатниковым, 28 апреля 2012 года. Согласно данному приказу «О дальнейшем совершенствовании системы учета и информационного обеспечения и анализа смертности в городе Москве», судебно-медицинское исследование трупов может проводиться без решения уполномоченных на то государственных служащих (судей, следователей, дознавателей). Если, согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.05.2010г., основаниями производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении являются определение суда, постановления судьи, лица производящего дознание, следователя. То в приказе Л.М. Печатникова закреплено следующее: «Трупы лиц, умерших в общественных местах, независимо от причины и времени смерти подлежат обязательному судебно-медицинскому вскрытию (исследованию)». То есть никаких разрешений уполномоченных на то органов экс-министру не надо?

Если говорить о направлении тел умерших для проведения судебно-медицинского исследования (патологоанатомического вскрытия), то следует отметить, что приказ Л.М.Печатникова требует прежде предоставить госучреждениям «определение работника полиции». Но что это такое, нигде не поясняется. В уголовно-процессуальном кодексе РФ и других нормативных документах понятие «определение работника полиции» так же отсутствует. Но есть четкое понятие, что основанием для судебной экспертизы являются решение суда, постановление судьи, лица, производящего дознание, следователя.

Вовсе интересная ситуация получается в ситуации с ПАО (моргами). Приказ Л.М.Печатникова требует направлять в морги тела умерших и протоколы осмотра тел. Что, в общем-то, невозможно, поскольку сотрудники территориальных отделов полиции не имеют права составлять протокол осмотра тела.

Помимо всего вышеперечисленного приказ «№354» нарушает закон о персональных данных граждан РФ, который, кстати, постоянно ужесточается. В одном из приложений к документу есть четкая инструкция, что и когда должны делать медики. Так, например, непосредственно после констатации смерти врач обязан сообщить о смерти в территориальный отдел полиции и в специальном бланке отметить адреса и телефоны родственников или других лиц, которые могут осуществить захоронение. Заметили? Это же прямая схема, как данные ни о чем не подозревающих людей попадают без их ведома в служебное пользование. А дальше все зависит от порядочности медиков и сотрудников полиции…

Прокомментировать сложившуюся ситуацию в регулировании похоронных дел Москвы, мы попросили Андрея Стоскова, представителя столичного Союза организаций ритуального и похоронного обслуживания столицы (СОРПОС).

- Алгоритм действий должен быть изменен, причем с выгодой для бюджета столицы. Чего хотеть от регионов в плане регулирования дел в похоронной отрасли, если в административном центре страны нет порядка. Я считаю, что констатировать смерть человека должны спецбригады отдела УАС и ТТУ («трупоперевозка»), которые при осмотре тела на месте решали бы вопрос о наличии или отсутствии признаков насильственной смерти. При отсутствии видимых признаков (а это 93% случаев) – сразу же доставлять тело в морг для установления причины и подтверждения отсутствия насильственной смерти. При наличии признаков (оставшиеся 7%) сообщать о преступлении МВД и действовать согласно УПК РФ. Таким образом, мы уменьшим время нахождения тела умершего на месте его обнаружения с 2-12 до 1-2 часов. Более того, действия сотрудников госслужб станут четче, экономически выгоднее, морально правильнее. Одним словом, сменить хаос порядком можно только с помощью разработки четкого алгоритма действий всех служб, задействованных в случае смерти человека, на основе федеральных законов и с привлечением Минюста.

И напоследок….

Самое интересное, что медучреждения федерального значения, работающие в Москве, от выполнения требований «354-го» приказа избавлены. Они спокойно работают, соблюдая федеральные законы, и занимаются оказанием ритуальных услуг…