Городская специализированная служба по вопросам похоронного дела «Стикс-С»

«Сделаем всё, что в наших силах,
чтобы смягчить боль утраты»

Компания основана в 1986 году

Андрей Стосков прокомментировал инициативу Минстроя в прямом эфире радио "Коммерсант FM"

Ритуальный рынок Московской области может стать полностью частным. Об этом сообщает газета «Коммерсантъ» со ссылкой на главу Министерства потребительского рынка Владимира Посаженникова. Его ведомство предлагает запретить муниципальным унитарным предприятиям оказывать коммерческие услуги на кладбищах. К ним относятся копка могил, изготовление и установка памятников, продажа погребальных принадлежностей и организация панихид. Предлагается сделать казенные учреждения ответственными только за общее содержание кладбищ. Ежегодный оборот рынка, по словам Посаженникова, составляет не менее 1,5 млрд руб.

Согласно закону, за благоустройство кладбищ муниципалитеты должны платить из собственного бюджета. Однако тем, кому средств не хватает, областное правительство перечисляет дотацию. По данным Министерства потребительского рынка и услуг, из 70 областных муниципалитетов только три (Коломна, Мытищи и Бронницы) имеют «излишки» от расходов, заложенных на благоустройство кладбищ, или выходят в ноль. Остальным требуется дотация. Благоустройство кладбища в области обходится примерно в 270 тыс. руб. на 1 га в год. В Москве сумма составляет 540 тыс. на 1 га.

Сейчас МУПы совмещают обязанности по содержанию и благоустройству кладбищ с продажей сопутствующих коммерческих услуг. По мнению властей Московской области, более половины кладбищ «выглядят неподобающе», а условия для здоровой конкуренции отсутствуют. Инициативу разделить сферы влияния поддерживает и областное управление Федеральной антимонопольной службы. Запрет МУПам работать на рынке вряд ли приведет к улучшению качества услуг, считает президент Союза организаций ритуального и похоронного обслуживания Москвы Андрей Стосков.

«В Москве как раз пошли обратным путем, и вместо разделения оставили это государственным бюджетным учреждениям, а в уставе прописана не только деятельность, которая планировалась за бюджетные деньги, но и полный спектр коммерческой деятельности. Есть те виды услуг, которые нужно развивать, выводя оттуда государство, а есть такие виды деятельности, в которых должна жить жесточайшая конкуренция. Крематории пока, кладбища у нас в ведении муниципалитетов находятся, там не может быть в принципе конкуренции. Организация похорон тоже ограничена количеством усопших: похороны одного человека — не обязательно там иметь конкурирующих 30-40 агентов. Там конкуренция сводится только к коррупции, когда эта информация покупается у медиков, сотрудников органов внутренних дел. Вот где государство должно присутствовать и четко регулировать», — пояснил Стосков «Коммерсантъ FM».

Предложение отстранить муниципальные унитарные предприятия от рынка коммерческих ритуальных услуг в Московской области своевременно и верно, уверен член совета московского отделения «Опоры России» Игорь Федоров.

«Если ты официально обращаешься за коммерческой услугой, ты платишь четко, ясно и понятно, куда, и на эти деньги реально обустраивается. Хозяин несет полную ответственность за все последующие действия по договору. Все равно деньги за массу услуг, которые оказываются сейчас в МУПах, не поступают в бюджет. Эта мера, наоборот, будет не вести к повышению цен на захоронения, а к созданию возможности свободной конкуренции, но при этом под строгим контролем, естественно, государства», — рассчитывает Федоров.

В Московской области ежегодно производится около 100 тыс. захоронений. Минимальная стоимость каждого из них составляет 15 тыс. руб.

Александра Жаркова-Джорджевич
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2817127